Нодарі Цірікашвілі

2021-07-21

Сегодня почти никто не знает, что т.н. "абхазский" флаг, сепаратистский символ, являющийся знаком этнической чистки, ассоциирующийся в глазах всех грузин с вражеским символом, и абсолютно лживо интерпретируемый, является чисто грузинским...

Мы хотим рассмотреть что вообще обозначают отображенные на этом флаге символы: полосы белого и зеленого цвета, белая ладонь правой руки на красном полотне и семь красных звезд… Сепаратистское пояснение каждого из них следующее: ладонь- раскрытая рука обозначает абхазский народ, а содержание таково: "Приветствуем друзья, стойте враги!" По их пояснениям, этот символ основан на флаге Абхазского царства (VIII-X века) средних веков. Горизонтально один за другим расположены четыре зеленых и три белых полосы, которые, по их словам, изображают республику горцев Северного Кавказа, созданную после российской октябрьской революции и вскоре же аннексированную российской Красной армией. Абхазия считает себя частью этого образования. Число семь в Абхазии считается святым числом. Семь и расположенные один за другим полосы зеленого и белого цвета, что символически отображает толерантность между исламом и христианством. Касательно семи звезд, они означают семь регионов самопровозглашенной Абхазии: Садзен, Бзыбь, Гумаа, Абжьуаа, Самурзакан, Дал-Цабал и Псху-Аибга (1).

Анализ аутентичных источников аннулирует сепаратистскую интерпретацию о данном знамени, и изучение исторических источников четко свидетельствует о фальшивости попытки этого бездарного и ложного объяснения.

Раскрытая ладонь: все документы, существующие о царстве Эгриси-Абхазети (786-975), на основании рассмотрения достоверных данных свидетельствуют о том, что это было типично грузинское государство, единица Западной Грузии, как ранее Колхида и Лазика. Как административно-территориальное, так и церковное устройство, а также политическая ориентация этого царства была общегрузинской, все местные надписи, летописи или же иные документы являются грузинскими, царские династии (Горгаслиани и Шавлиани) и нобилитет были на грузинском языке (2). Поэтому ошибочно заключение о негрузинском происхождении этой руки. Многие материальные памятники, оставшиеся в Грузии на древних башнях (3) и церквях (4), доказывают, что данный символ руки является чисто грузинским, и он поясняется как "Сила, то есть власть" а не "Приветствуем друзья, стойте враги"... Эти данные еще больше подкрепляют важнейшие карты, хранящиеся в библиотеках Европы, в частности портоланы, изданные в XIII-XV веках. На нескольких средневековых картах наряду со многими пунктами изображены флаги о пяти крестах и серебристая ладонь правой руки. Эта раскрытая рука на картах является графическим символом царя Грузии, что доказывают те же приписки генуэзских (Cenova) карт. "Поместья великого царя Грузии" написано на составленной в 1314 (1315) году карте, на которой правая ладонь серебряного цвета, кроме Сухуми, изображена у Гагры и Гонио. Разумеется, в то время Гонио (Gonea), Гагра (Cacari) и Сухуми (Sebastopolis) считались непосредственно царскими владениями, то есть доменами.

Этот символ ладони будет повторен на портолане Гильермо Сольери 1385 (1380 *) (http://abkhazeti.info/history/20120324001749318544.php) (6) года для обозначения Сухуми, то есть на месте резиденции владетеля Дадиани. Арабский историк XIV века Аль Мухибби ( al-Muhibbi) пишет: "У грузин есть два царя, один Давид, который правит в Тбилиси, и Дадиани, который правит Сухуми (Tskhumi) и Абхазией (Западной Грузией)". Таким образом, это не апсуа, а древний грузинский символ, обозначающий повелителя, господина.

Ошибочно также связывать зеленые и белые полосы с исламом и христианством, или же с Северным Кавказом XX века. Достаточно взглянуть на оригинальные источники, чтобы разрушить эту сепаратистскую версию. В начале следует отметить, что Абхазия никогда не входила в состав республики горских народов Северного Кавказа (7). А для того, чтобы развеять абсурдное "доказательство" объяснения флага религиозным аргументом мы опять-таки приводим уникальные карты, хранящиеся в разных европейских библиотеках, и добавим также мнения специалистов данных портоланов. Первым делом приводим портоланы известного картографа XIV века из Мальорки Анджелино Дульчера (Angelino Dulcert), три уникальных карты которого сохранились: во Флоренции (Hoc opus fecit Angelinus de Dalorto ano dñi MCCXXV de mense martii composuit hoc) датированная 1325 годом, вторая 1339 года в Национальном музее Парижа (no MCCCXXXVIIII mense Augusto Angelino Dulcert in civitate Maioricarum composuit) и третья, 1340 года в Британском национальном хранилище (Add.MS.25691).
На портолане, хранящемся в библиотеке принца Корсини, и датированном 1325 годом (http://abkhazeti.info/history/20120324364727271961.php) (😎, над Сухуми изображен флаг с зелеными и белыми полосками (поочередно). На карте 1339 года (http://abkhazeti.info/history/20120324440183315035.php) (9 ) над Тбилиси реет флаг о пяти крестах, который ныне является государственным символом Грузии, а над Сухуми флаг о пяти крестах, соединенный со знаменем с зелеными и белыми полосами. Тем временем, на третьем портолане (http://abkhazeti.info/history/20120324485957529951.php) (10) 1340 года оба знамени, зелено-белая полосатая и с пятью крестами объединены, это указывает на то, что автор отметил Сухуми, как город эриставства, подчиненный царю Грузии (то есть, принадлежащий принцу Дадиани, назначенному царем Грузии). А хорошо на сегодня знакомый флаг о пяти крестах используется в Грузии со средних веков, и он встречается как барельеф на стенах многих церквей. Между тем, дефиниция флага такова: большой крест посредине обозначает распятого Христа, а четыре креста поменьше обозначают четыре гвозди на конечностях пригвожденного спасителя, и вообще флаг изображает распятие Господне (11). На портолане 1367 года (http://abkhazeti.info/history/20120324543953474583.php) флаг о пяти крестах (11), созданный венецианскими картографами Франческо и Доменико Пицигани, изображен над Тбилиси, как над столицей Грузии, карта хранится в Италии, в библиотеке Пармы. Таким образом, сепаратистское утверждение о том, что зеленые и белые полосы обозначают религиозную толерантность между христианством и исламом, и тем более, связаны с Северным Кавказом, является полным абсурдом, и белый с полосами флаг просто обозначает княжество, образовавшееся в Грузии в XIV веке под владычеством Дадиани, и было названо "Сабедиано". Единство этого знамени с флагом с пятью крестами ясно указывает на абсурдность сепаратистской интерпретации в связи с религиозной дефиницией, или в отношении Северного Кавказа. Примечательно, что в Грузии в XIV веке были основаны торговые фактории европейцев, в частности республики Генуя. Генуэзцы получили право обосновать на грузинской земле первую факторию в 1354 году от владетельного князя Одиши Георгия II Дадиани (1345-1384), который договорился об этом со своим "сеньором", то есть, начальником- царем Грузии Давидом IX (12). Тем временем, итальянцы были прославлены сбором данных, их передачей и описанием, поэтому мы приводим карты, изданные в разных картографических мастерских в разные годы, на которых изображены знамена тогдашней Грузии, абсолютно повторяющие флаги, обозначенные на картах Анджелино Дульчера. На портолане, датированном 1439 годом (http://abkhazeti.info/history/20120324053213384421.php) (13) картографа еврейского происхождения из Каталонии Габриэля де Вальсека (Gabriel de Vallseca), который был связан с одной из лучших картографических школ Мальорки того времени, в точности изображен флаг царя Грузии, объединенный с флагом Дадиани, обозначенный в Сухуми. А также созданный им же, датированный 1447 годом портолан (15), хранящийся в парижской национальной библиотеке, является точным повторением карты 1439 года, где знамя о пяти крестах (царя Грузии) и зелено-белое (принца Дадиани) в объединенном виде обозначено в Сухуми, в резиденции Дадиани. А также созданный в 1456 году в Барселоне Яковом Бертраном (Bertran, Jacopo) портолан (16), который полностью в согласии с прежними картами и флаг с семью зелено-белыми полосами объединен с флагом с пятью крестами. Вместе с тем Сухуми обозначен как Sebastopolis-Poto megrelo (http://abkhazeti.info/history/20120324111667705075.php) (17), то есть порт Мингрелии, а этот топоним повторяется на многих подобных картах, изданных в XIV- XVI веках. Еще одним доказательством является изданный во второй половине XV века портолан, находящийся в Национальной библиотеке Парижа, который также повторяет флаг Грузии, обозначенный в разных картографических цехах. Еще несколько единицы подобных карт найдутся в разных хранилищах Италии или Европы, однако приведенные выше документы дают ясное представление о символике царства Грузии средних веков, и категорически исключают сепаратистские утверждения и увязывание этого флага с негрузинским миром, или же придание ему религиозно-политической окраски.

Семь звезд, семь регионов самопровозглашенной Абхазии: Садзен, Бзыбь, Гумаа, Абжива, Самурзакан, Дал-Цабал и Псху-Аибга.
Единственное, в чем можно согласиться с сепаратистами, это мистическое значение звезды в абазинской мифологии, этот символ никак не связан с грузинским христианским миром, однако внесем небольшую корректировку в названия регионов. На основании анализа найденных нами средневековых карт (http://abkhazeti.info/history/20120316265793249300.php) (18) и исторических источников (http://abkhazeti.info/history/20120316353343846832.php) (19) можем сказать, что с поздних средних веков происходит проникновение на территорию Абхазии негрузинского (черкесско-абазинского) населения из Северного Кавказа, что изменило не только демографическое положение в древнейшем грузинском регионе, но и культурный быт и топонимику. Названия этих вышеперечисленных семи регионов в основном искажены или изменены, а их абазинское происхождение является абсурдом. В частности:

Садзен (Саӡен), обозначает одно из абаза-адыгейских племен, появившееся в этих местах в позднее средневековье, а историческим названием этого края является Санигия (Sanigia) (20), и была землей, принадлежащей сванам-колхам (западногрузинским племенам) (21).

Бзыбь (Бзыҧ ) - искаженное название грузинского Бзеби, прославленного в древней Колхиде наилучшим самшитом, а на европейских картах средних веков топоним переведен и обозначен, как cavo de buxo ("порт самшита") (http://abkhazeti.info/history/20120324294314080518.php) (22).

Гумаа является искаженной абазинской формой грузинского корня Гумиста, который обозначен на карте (23) 1738 года.
Самурзакан- грузинская форма, означает владения Мурзакана, подразумевается владение ветви абхазских владетелей Шервашидзе, которым они овладели с конца XVII века.

Абжьуаа- искаженная абазинская форма грузинского топонима. Первоначальная форма Абхазети (Afkhazeti), известная в исторических источниках, как селение Эгриси (Мингрелия) (24).

Дал-Цабал- искаженная абазинская форма грузинского (сванского) композита, должно быть Дали (богиня в грузинской мифологии) и Цебельда (на сванском языке цабли-каштан, то есть цаблиани- каштанник) (25).

Псху-Аибга (Ҧсҳәы)- искаженное от грузинского имени Басхи, то есть обозначающее владения древних грузинских племен месхов, проживающих в античной эпохе между Пицундой (pitiunta) и Сухуми (Dioscurias) (26).

Таким образом, присвоение древнейших грузинских символов и грузинского флага, принадлежащих царю Грузии и семье сильнейших феодалов Западной Грузии Дадиани (27), и их выдача за негрузинские на основании "аргументов", взятых с воздуха, вызывает всего лишь улыбку и легко развеять. Абхазия, этот древнейший христианский центр Грузии и мира, была, есть и будет Грузией, землей свано-колхов!.

*****************

[1] “Государственные” символы сегодняшней Абхазии -http://www.abkhaziagov.org/ru/state/sovereignty/symbols.php

[2] Мерчуле Георгий X века - Житие Григория Хандзтели (электронная версия - https://modernlib.net/.../zhitie_grigoriya_handziteli/read/)

[3] Иоанн Сабанисдзе Мученичество Або Тбилели (Весь текст-электронная версия - http://lib.rus.ec/b/132143/read)

[4] Marino Sanuto, I Diarii, vol. 8 Venezia, casa editoriale Italia;Editore: Guglielmo Berchet 1879

[5] Guillelmus Soleri, Bibliothèque nationale de France.Title :[Carte marine de l'océan Atlantique Est, de la mer Méditerranée, de la mer Noire et de la mer Rouge] - http://gallica.bnf.fr/.../f1.zoom.r=Carte+de+l'Oc%C3%A9an...

[6] Ал-Мухибби о грузинских царях -Сведения арабских историков ХIV-Х/ вв. о Грузии. Перевел с арабского на грузинский с предисловием, разъяснениями и указателями снабдил Дито Гочалейшвили, Тб., 1988, с.53.

[7] Г. И. Мазниашвили, Воспоминания. 1917—1925, Тб.,1927 (груз.)

[8] ДОГОВОР МЕЖДУ ГРУЗИЕЙ И РОССИЕЙ ОТ 7 МАЯ 1920 Г. ( электронная версия) - http://www.rrc.ge/law/xels_1920_05_07_ru.htm

[9] Hoc opus fecit Angelinus de Dalorto ano dñi MCCXXV de mense martii composuit hoc - http://www.internetculturale.it/.../ricerca_metamag.jsp...

[10] Angelino Dulcert :Hoc opus fecit angelino dulcert/ ano M CCC XXX VIIII de mense augusti/[in civitate] maioricharum. Bibliothèque nationale de France, département Cartes et plans, CPL GE B-696 (RES) - http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b5901183k/f1.zoom

[11] The British Library in London, UK (Add.MS.25691).

[12] 1367 Domenico et Francesco PizziganoMCCCLXVII. Hoc opus compoxuid franciscus pizigano veneciar et domnus pizigano In Venexia meffecit marcus die XII decembris .BibliotecaPalatina, Parma(Ms.Parm.1612)

[13]Agostino Giustiniani-Annali della repubblica di Genova.P-304].

[14] Carta de 1439 al Museu Marítim de Barcelona (inv. 3236), mapamundi parcial. - http://www.cch.cat/.../1439%20gabriel%20vallseca%20...

[15] La cartografía mallorquina -Por Julio Rey Pastor y Ernesto Garcia Camarero :1960 ; 37-45 - http://www.elgranerocomun.net/.../Cartografia_Mallorquina...

[16] 1447 Gabriel Devallsecha la affeta en mallorcha an MCCCCXXXXVII. Bibliothèque nationale de France, département Cartes et plans, CPL GE C-4607 (RES) - http://gallica.bnf.fr/.../f1.zoom.r=Gabriel+Vallseca.langEN

[17] 1456 Jacopo Bertran & Berenguer Ripol, National Maritime Museum, Greenwich, London[ G230:1/7 MS] - http://collections.rmg.co.uk/collections/objects/540297.html

[18] Gratiosus Beninchasa Anconitanus composuit Venetijs Anno domini MCCCCLXVI 1466.Bibliothèque nationale de France, département Cartes et plans, CPL GE DD-2779 (RES) - http://gallica.bnf.fr/.../f6.zoom.r=Atlas+nautique+de+la...

[19] Gratiosus Benincasa Anchonitanus composuit Rome Anno domini MCCCCLXVII 1467 Bibliothèque nationale de France, département Cartes et plans, CPL GE DD-1988 (RES) - http://gallica.bnf.fr/.../f6.zoom.r=Atlas+nautique+de+la...

[20] Salvat. de Pilestrina en Mallorques en lan MDXI 1511. Bibliothèque nationale de France, département Cartes - http://gallica.bnf.fr/.../f1.zoom.r=Salvat+de+Pilestrina...

[21] Atlas nautique de la Mer Méditerranée, de la Mer Noire et de l'Océan Atlantique nord-est] Diegus Home cosmographus me fecit ano salutis 1559 .Bibliothèque nationale de France, département Cartes et plans, CPL GE DD-2003 (RES) - http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b5901091s/f8.zoom

‎[22] 2º e trimestre. XV. Anonyme (atelier R.Soler). Carte marine de l'océan Atlantique Nord-Est, de la mer Méditerranée, de la mer Noire et de la mer Rouge.Bibliothèque nationale de France, département Cartes. - http://gallica.bnf.fr/.../f1.zoom.r=Carte+de+l'Oc%C3%A9an...

[23] Portolan Chart of Europe by Battista Agnese ;1540 The British Library online galery - http://www.bl.uk/.../unvbrit/p/001add000021592u000070v0.html

[24] Mercator Atlas 1595: Atlas Sive Cosmographicae Meditationes de Fabrica Mundi et Fabricati Figura. Online Gallery. - http://history-maps.ru/pictures/all_1/s_6_4/max_136/

[25]Tartaria /[Mercator] ;[ed.] Iodocus Hondius . Author : Mercator, Gerard (1512-1594). Auteur adapté .1606 Bibliothèque nationale de France, département Cartes - http://gallica.bnf.fr/.../btv.../f1.zoom.r=Mercator++.langEN

[26] Иосафат Барбаро,. Путешествие в Тану .153-155 .(текст-электронная версия - http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Barbaro/frametext.htm )

[27] Арриан. «Объезд Эвксинского понта» § 15. ( текст-электронная версия - http://www.remacle.org/.../histor.../arrien/periplegr.htm... )

[28] Клавдий Птолемей. Руководство по географии Глава V-VIII-25.. Положение азиатской Сарматии

[29]1470 Grazioso Benincasa,The bitysh Library (online galery) - http://www.bl.uk/onl.../onlineex/unvbrit/p/zoomify82767.html

[30] 1550 Joan Martines, National Maritime Museum, Greenwich, London - http://collections.nmm.ac.uk/collections/objects/540965.html

[31] Atlas nautique de la Mer Méditerranée, de la Mer Noire et de l'Océan Atlantique nord-est] Diegus Home cosmographus me fecit ano salutis 1559 - http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b5901091s/f8.zoom

[32]1560 Ghisolfi, Francesco, Atlas nautique du monde - http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b5901119d/f13.zoom

[33] Pavle Ingorokva-Giorgi Merchule - Georgian writer of the 10th century (a monograph)], Tbilisi, 1954, 1000 pp. (in Georgian)

‎[34] დადიანი ნ., ქართველთ ცხოვრება. ტექსტი გამოსცა, წინასიტყვაობა, გამოკვლევა, კომენტარები, საძიებლები და ლექსიკონი დაურთო შ. ბურჯანაძემ. თბ., 1962, გვ. 180

[35] Мерчуле Георгий X века - Житие Григория Хандзители - http://www.modernlib.ru/.../zhitie_grigoriya.../read/

[36] Pavle Ingorokva-Giorgi Merchule - Georgian writer of the 10th century (a monograph)], Tbilisi, 1954, 1000 pp. (in Georgian)

[37] Страбон. География , Книга XI,14 Кавказ. - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/strab/11.php

[38] ИСТОРИЯ И ВОСХВАЛЕНИЕ ВЕНЦЕНОСЦЕВ (Kartlis Cxovreba II Part No. 49 ) - http://www.vostlit.info/.../frametext1.htm%20XXIV,206-211